Монтаж и эксплуатация опалубки в монолитном строительстве контролируется на всех этапах. От правильности выполнения монтажных и монолитных работ зависит безопасность, прочность, долговечность бетонной конструкции. Контроль опалубки осуществляется уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормативными документами: ГОСТ 34329-2017, СП 63.13330.2018, СТО НОСТРОЙ 2.6.54-2011.
Документальное оформление
Работа с опалубкой начинается с выбора ее оптимальной конструкции. Выбор типа опалубочной системы осуществляется на этапе проектирования. Инженеры разрабатывают чертежи с учетом нормативов и особенностей монолитной конструкции. На основании проекта разрабатывается ППР с чертежами, организационными схемами, технологическими картами.
На опалубку обязательно составляется маркировочный чертеж, отображающий систему в проекции. На чертеже обозначаются все оси (Х, Y, Z) и грани. Элементы на чертеже пронумерованы и подробно описаны в пояснительной записки.
Технологическая карта содержит информацию о порядке монтажа опалубочной системы.
До начала монолитных работ также составляется линейный график, в котором отображается динамика рабочей спецтехники, элементов опалубки и персонала, принимающего участие в строительстве.
Приемка опалубки на строительной площадке
Опалубка доставляется на стройплощадку с места хранения в упакованном виде. В процессе приемки мастер, производитель работ или иное ответственное лицо проверяет комплектацию, наличие маркировки, сопроводительную документацию. Выполняется также выборочная проверка отдельных щитов на предмет наличия загрязнений, дефектов, маркировки.
Карта операционного контроля установки опалубки колонн и перекрытий
Лица, осуществляющие | Операции, подлежащие | Состав контроля | Способ контроля | Время контроля |
Производитель | Подготовительные | Определение | Визуально | До установки |
Установка | Соответствие поддерживающих | Визуально, с | До установки | |
Соответствие | С помощью | В ходе | ||
Точность | С помощью | Посла | ||
Мастер | Подготовительные | Качество | Визуально, с помощью | До установки |
Правильность | Визуально | До установки | ||
Установка | Соблюдение | С помощью нивелира, | В ходе | |
Качество | Визуально, с | В ходе | ||
Качество крепления | Визуально | В ходе |
Контроль монтажа опалубки
Монтаж опалубочной конструкции производится в соответствии с технической документацией. В процессе монтажа нужно контролировать правильность положения, устойчивость и надежность крепления щитов. Необходимо соблюдать допуски, которые указаны в техпаспорте.
К лицам, выполняющим контроль качества монтажа опалубки, относят:
- мастера строительного участка;
- производителя работ (прораба);
- инженера-строителя;
- главного инженера.
Лицо, ответственное за установку опалубки, назначается приказом, с которым знакомится под подпись. Контроль качества монтажа опалубочных систем делится на два этапа: подготовительный и основной.
На подготовительном этапе ответственное лицо контролирует:
- визуальное определение состояния котлована для бетонирования колонн;
- визуальный контроль с помощью стального метра качество щитов, стоек, креплений;
- визуальный контроль наличия или отсутствия деформации в стыковочных узлах, в местах повышенной нагрузки;
- визуальный контроль правильности хранения частей опалубки, доставленных на стройплощадку.
На основном этапе ответственное лицо до установки опалубки контролирует с помощью стального метра, рулетки и отвеса соответствие поддерживающих лесов и подмостей ППР, их устойчивость и жесткость.
Во время установки опалубки ответственное лицо контролирует:
- с помощью теодолита, строительного отвеса, рулетки соответствие положения конструкции установочным осям;
- с помощью нивелира, отвеса, уровня, стального метра и рулетки соответствие проектным размерам и отметкам;
- контроль с помощью 2-х метровой рейки качества поверхности опалубки;
- визуальный контроль качества крепления опалубки.
После завершения монтажа опалубочной системы с помощью стального метра контролируется точность установки закладных элементов.
Допуски по СП 63.13330.2018
Для каждого типа опалубочной конструкции устанавливаются соответствующие допуски. К основным допускам относят:
- максимально допустимое отклонение от линии горизонта по ширине, длине, диагонали для щитков разборной опалубки — 4 мм;
- максимально допустимое смещение технологических отверстий под крепеж — 2 мм;
- максимально допустимое отклонение внутренних элементов опалубки относительно друг друга — 3 мм;
- максимально допустимое смещение опор опалубки — 75 мм;
- максимально допустимое вертикальное смещение стоек — 20 мм.
Контроль качества также осуществляется в отношении арматуры, армирующих каркасов, бетонного раствора, рабочих инструментов и спецтехники. Кроме приемочного и оперативного контроля опалубочная система подвергается периодическому контролю, периодичность которого для каждой конструкции определяется индивидуально и указывается в ППР.
Мы обязательно ответим.