Соответствие готовой монолитной конструкции требованиям стандартов, а также оптимальные эксплуатационные параметры конструкции, зависят от соблюдения установленных правил, касающихся техпроцесса в целом и каждого из его этапов в частности. Процесс возведения опалубочных конструкций также проходит под контролем специалистов и этому этапу строительства придается особое значение, так как на нем закладывается основа для будущей конструкции.
Работа с документами
Монтаж любой монолитной конструкции начинается с определения уместного типа опалубочной системы. На данном этапе происходит разработка чертежей будущего формовочного комплекса с учетом вспомогательных и крепежных приспособлений. Одновременно с чертежами составляется ППР (проект производства работ), частью которого также могут быть чертежи, организационные схемы и карты техпроцесса.
Чертеж опалубки, именуемый маркировочным, отображает опалубочный комплекс в проекции. Обязательными к указанию в чертеже являются все оси и грани. Каждый из элементов, фигурирующий в чертеже, должен быть пронумерован и подробно описан ниже. Техкарта раскрывает последовательность монтажа каждого из элементов системы, в ней в виде схем отображается возводимая конструкция с учетом всех сопутствующих конструкций, рабочей техники.
Также до начала строительства составляется линейный график, в котором отражается динамика (движение) рабочей техники, элементов опалубки и людей, принимающих участие в работах.
Прием опалубки на стройплощадке и её установка
Опалубка, поставляемая на рабочую площадку со склада, должна быть укомплектована и упакована в соответствии с требованиями СНиП. На каждом штабеле или ящике, а также отдельных щитах, должны присутствовать маркировочные сведения, которые должны соответствовать тем, что указаны в чертежах.
Установка элементов опалубки осуществляется в точном соответствии с технической документацией и в последовательности определенной типовыми особенностями. Важно контролировать устойчивость и положение щита относительно горизонта, допуски по горизонтальному и вертикальному отклонению указываются в техпаспорте. Для более точного расположения элементов опалубки, рабочая поверхность должна быть очищена от посторонних предметов, снега, льда и т.д. Также для этой цели используются специальные приборы и компьютерные программы.
Карта операционного контроля установки опалубки колонн и перекрытий
Лица, осуществляющие |
Операции, подлежащие |
Состав контроля |
Способ контроля |
Время контроля |
Производитель |
Подготовительные |
Определение |
Визуально |
До установки |
Установка |
Соответствие поддерживающих |
Визуально, с |
До установки |
|
Соответствие |
С помощью |
В ходе |
||
Точность |
С помощью |
Посла |
||
Мастер |
Подготовительные |
Качество |
Визуально, с помощью |
До установки |
Правильность |
Визуально |
До установки |
||
Установка |
Соблюдение |
С помощью нивелира, |
В ходе |
|
Качество |
Визуально, с |
В ходе |
||
Качество крепления |
Визуально |
В ходе |
Уход за опалубкой
Для того чтобы элементы опалубки соответствовали эксплуатационным нормам и оставались пригодны к использованию в течение заявленного срока, требуется регулярно проводить профилактические мероприятия, в том числе:
- удалять остатки бетонного раствора со щитов, крепежей, раскосов, балок и комплектующих элементов, после каждого оборотного цикла;
- использовать смазочные материалы для щитов палубы при их использовании. Средства, снижающие сцепление поверхности с бетоном, например «Эмульсол ЭКС-А», наносимые на контактную поверхность палубы снижают её износ и облегчают работы по демонтажу системы.
Контроль качества при установке опалубки
Именно монтаж опалубки определяет в большей степени ход прочих этапов строительства. Если этап формовки прошел без нареканий и в соответствие с требованиями норм, отпадает необходимость корректировок, подгонов и исправлений. Контроль качества опалубки необходимо осуществлять еще до начала процесса её сборки.
Перед тем как приступить к монтажу системы необходимо:
- удостовериться в отсутствии следов деформации на стыковочных участках и в зонах повышенной нагрузки (лесах и т.д.). В случае обнаружения дефекта заменить некондиционный элемент или устранить повреждение;
- с помощью геодезического прибора произвести замеры, определяющие соответствие фактического пространственного положения элементов опалубки, требованиям технической документации;
- выдерживать предельно допустимые отклонения, касающиеся пространственного положения опалубки.
Допуски
Для каждого типа опалубочной системы существует определенный набор допусков, их перечень зафиксирован в СНиП З.ОЗ.О1-87. В качестве универсальных значений можно отметить следующие допуски:
- по ширине, длине и диагонали для каркасов и щитов опалубки разборного типа. Нормой прямолинейного отклонения от линии горизонта считается показатель до 4 мм;
- по смещению технологических отверстий под крепежные элементы – не более 2 мм;
- по смещению, поддерживающих опор относительно друг друга – не более 75 мм;
- по вертикальному смещению стоек опалубки перекрытий – не более 20 мм;
- по отклонению внутренних поверхностей балок относительно друг друга – не более 3 мм.
- Кроме элементов опалубки, контроль качества должны проходить: арматура, бетонные смеси, техника, рабочий инструмент и т.д. Помимо оперативного контроля (непосредственно перед началом работ), опалубка должна подвергаться периодическому осмотру ответственным лицом. Для каждой разновидности системы существуют свои требования относительно периодичности проверок. Как правило, осмотр осуществляется не реже чем после каждого 20-го оборота опалубки.
22.11.2016